ГЛАВНАЯ

НОВОСТИ

ПРЕСС-РЕЛИЗ

О НАС

ЭКОСОПРОВОЖДЕНИЕ

ОТ ПЕРВОИСТОЧНИКА

ТОРГИ

ВАКАНСИИ

Шум

Шумовое загрязнение

Повышенный уровень шума остаётся одной из наиболее острых проблем для городских территорий. Площадь городских территорий, подверженных постоянному сверхнормативному шумовому воздействию, превышает 60%.

Основными источниками шумового воздействия на территории города Москвы являются автотранспорт, железнодорожный транспорт и наземные линии метро, авиатранспорт, строительная техника, промышленные предприятия и площадки, инженерное оборудование зданий (в т.ч. вентиляционные системы), шумы бытового происхождения на территориях внутри кварталов жилых домов.

Характерные значения превышения допустимых уровней шума на жилой территории от различных источников

Источник

Превышения нормативов, обусловленные воздействием источника

Площадь территории, подверженная сверхнормативному воздействию, км2

Продолжительность воздействия

Автотранспорт

15-25 дБА

545,5

Постоянное

Железнодорожный транспорт

10-20 дБА

17,5 (в ЦАО)

Постоянное

Авиатранспорт

20-25 дБА

182,8

При нарушении установленных маршрутов полётов

Промышленные предприятия

За границами СЗЗ превышений не наблюдается

Локальное воздействие при нарушении требований к организации СЗЗ

 — 

Строительные предприятия

20-30 дБА

Локальное воздействие

 — 

Наиболее остро проблемы, связанные с акустическим дискомфортом, наблюдаются на территориях сложившейся застройки. Данный факт обусловлен тем, что в полном объёме шумозащитные мероприятия (установка шумозащитных экранов; остекление окон стеклопакетами, оборудованными системами приточных вентиляционных защитных клапанов) реализуются только при новом строительстве и реконструкции городских объектов, что предусмотрено правилами строительства и реконструкции в городе Москве.

Существует возможность применения альтернативных методов шумозащиты от воздействия железнодорожного транспорта, осуществляемых непосредственно в месте возникновения шума, т.е. на подвижном составе и железнодорожных путях. Как то: шлифованные рельсы, колёсные шумопоглатители, укладка бесстыкового пути, др. Это может снизить финансовые затраты на совершенствование инфраструктуры, а так же повысить визуальную привлекательность территорий за счёт отсутствия высоких защитных сеток. Работы по организации бесстыкового пути проведены на участке Бутовской линии метро.

Разрабатывается Концепция снижения шума на территории города, в которой предусмотрена разработка и выполнение комплекса шумозащитных мероприятий в разрезе по видам источников шума, направленные на защиту от шума человека и окружающей среды.

В связи с объективным развитием города, ростом объемов и темпов строительства, развитием транспортного комплекса будут появляться новые источники шума, шумовые характеристики существующих источников шума - возрастать. Так, например, тенденцией последних лет является снижение различий между уровнями шума в дневное и ночное время на территориях города, прилегающих к автотрассам. Шумовые характеристики большинства магистралей городского значения незначительно меняются в течение суток (за исключением периода с 3 до 5 часов утра) за счет того, что в ночное время снижение количества автотранспорта компенсируется ростом скорости транспортного потока.

Наблюдаемая в городе ситуация требует применения адекватных мер "компенсационного" характера и разработки специальных шумозащитных мероприятий в зонах наличия сверхнормативных показателей по шуму.

Для снижения сверхнормативного шума и сохранения существующих акустически благополучных территорий города, недопущения ухудшения качества среды обитания по фактору шума необходимо масштабное внедрение шумопонижающих технологий во всех сферах городского хозяйства и промышленности, разработка специальных мер по снижению шума, ужесточение мер ответственности за нарушения, связанные с созданием сверхнормативного шума, при упрощении процедур привлечения к ответственности.

Для реализации единого подхода к решению общегородской проблемы повышенного шума принято постановление Правительства Москвы от 16.10.2007 № 896-ПП, утверждающего Концепцию снижения уровней шума и вибрации в городе Москвы, основными целями которой стали:

- предотвращение ухудшения условий проживания и отдыха на территории города Москвы по показателю шума;

- сохранение и развитие акустически благополучных территорий города (особо охраняемые природные территории) и сохранение мест обитания животных, занесенных в Красную книгу города Москвы;

- обеспечение условий для отдыха жителей города в ночное время;

- обеспечение доступности для населения информации по проблемам шума и мерах, принимаемых в целях их снижения.

Существует два подхода к достижению нормативных показателей уровней шума на территориях города и в помещениях различного функционального назначения:

- реализация технических мер по снижению шумовой характеристики источников шума (при этом снижение шумовых характеристик происходит за счет совершенствования конструкции техники и использования прогрессивных технологий);

- защита территорий и помещений за счет применения шумопонижающих технологий и материалов.

Для защиты жилых помещений от сверхнормативных уровней шума в городе Москве при строительстве и реконструкции улично-дорожной сети и капитальном ремонте многоквартирных жилых домов (в рамках Закона города Москвы от 19.12.2007 № 52 "О городской целевой программе по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008-2014 годы") устанавливаются шумозащитные окна. По данным префектур административных округов, в 2007-2010 годах в Москве было установлено 410526 штук шумозащитных окон, из них 356442 окон - в рамках капитального ремонта многоквартирных жилых домов, 54084 окон - при реконструкции/строительстве автомагистралей.

В декабре 2010 года в соответствии с Концепцией снижения уровней шума и вибрации в городе Москве НИиПИ Генплана Москвы начаты работы по формированию адресного перечня жилых домов, находящихся в зоне шумового дискомфорта, но не требующих капитального ремонта. В указанный перечень будут включены жилые дома, у фасадов которых в рамках экологического мониторинга были выявлены превышения установленных нормативов по уровню шума, а также подготовленный Москомархитектурой в 2008 году адресный перечень жилых домов, попадающих в зону сверхнормативного шумового воздействия от железнодорожного транспорта.

В 2010 году Управлением Роспотребнадзора по городу Москве закончено формирование адресного перечня социальных объектов города, находящихся в городской собственности, для которых требуется проведение шумозащитных мероприятий (постановление Правительства Москвы от 14.10.2008г. № 946-ПП "Об актуализации мероприятий Целевой среднесрочной экологической программы города Москвы на 2006-2008 гг. с разработкой мероприятий до 2010 года"). По результатам натурных измерений уровней шума выявлено 470 социальных объектов (детских дошкольных, общеобразовательных и лечебных учреждений), подверженных сверхнормативному шумовому воздействию. По данным объектам решается вопрос финансирования проведения шумозащитных мероприятий.

Для защиты жилых территорий от сверхнормативного шумового воздействия автотранспорта в Москве установлено более 25 км шумозащитных придорожных экранов (данные НИиПИ Генплана Москвы). Шумозащитные мероприятия включаются в проекты реконструкции и строительства новых участков улично-дорожной сети.

В 2010 году продолжалась практика пролетов самолетов над территориями города Москвы (40 районов, расположенных в Западном, Юго-Западном, Южном, Юго-Восточном и Зеленоградском административных округах), в том числе в ночное время.

Запретная зона над Москвой ограничена Московской кольцевой автомобильной дорогой (МКАД), При этом в границах запретной зоны разрешены (при наличии разрешения Генерального штаба Вооруженных Сил РФ) полеты воздушных судов над микрорайонами Ясенево и Теплый стан на удалении не более 3,5 км от МКАД (высота не ниже 400 м), районами Чертаново, Бирюлево и Орехово-Борисово на удалении не более 2,5 км от МКАД (высота - не менее 1200 м). Над районами Москвы, расположенными за пределами МКАД, полеты не ограничены.

Для исключения сверхнормативного шума авиатранспорта в странах ЕС запрещены/ограничены ночные авиаперелеты. Между тем, по информации филиала "Московский центр автоматизированного управления воздушным движением" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", в связи с ростом интенсивности авиаперевозок, совершаемых аэропортами Московского авиаузла, исключение пролетов авиасудов над территорией города Москвы, в том числе в ночное время, невозможно из-за высокой плотности маршрутной сети.

В связи с вышеизложенным, реалистичной целью в области снижения шумовой нагрузки от авиатранспорта на сегодня является исключение пролетов самолетов над жилыми кварталами в нарушение установленных маршрутов полетов. Для этого планируется создание сети автоматических станций контроля авиашума, которые будут проводить измерения в круглосуточном режиме с выделением сверхнормативной составляющей авиасудов. В настоящее время на территории Зеленограда уже установлена первая автоматическая станция контроля авиашума, которая в настоящее время работает в тестовом режиме.

В целях снижения негативного воздействия шума от строительных работ в мировой практике применяются такие методы, как запрет проведения строительных работ с 19:00 до 7:00, по выходным и праздничным дням, ведение видеонаблюдения за строительными работами, ограничение длительности производства шумных работ в дневное время и требования к применению малошумной техники. В Москве в настоящее время производство строительных работ в ночное время (с 23:00 до 07:00) разрешено (постановление Правительства Москвы от 07.12.2004 № 857-ПП "Об утверждении правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве"). При этом установлены ограничения на шумность работ, включая требования по применению малошумной техники:

- обеспечивать глушение двигателя автотранспорта в период нахождения на площадке;

- исключать громкоговорящую связь;

- не производить сварочные работы без установки защитных экранов;

- исключать забивку фундаментных свай и производство прочих работ, сопровождаемых шумами с превышением допустимой нормы;

- не допускать освещение прожекторами фасадов жилых зданий, примыкающих к строительной площадке;

- исключать работу оборудования, имеющего уровни шума и вибрации, превышающие допустимые нормы.

В мировой практике также уделяется внимание бытовому шуму и различным видам оборудования, используемого на улице, шуму при проведении спортивных мероприятий. В Москве статьей 3.13 Кодекса города Москвы об административных нарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение тишины и покоя в ночное время для всех подобных источников.

Мониторинг уровней шума на территории города Москвы от различных источников шумового воздействия, в том числе, контроль за наблюдением акустического режима строительными площадками в ночное время, осуществляет круглосуточная акустическая служба ГПБУ "Мосэкомониторинг".

Внимание! ГПБУ "Мосэкомониторинг" не дает официальных ответов на обращения-жалобы по электронным письмам. Как оформить жалобу, обращение, чтобы получить официальный ответ ГПБУ "Мосэкомониторинг"?