ГЛАВНАЯ

НОВОСТИ

ПРЕСС-РЕЛИЗ

О НАС

ЭКОСОПРОВОЖДЕНИЕ

ОТ ПЕРВОИСТОЧНИКА

ТОРГИ

ВАКАНСИИ

От первоисточника.

Так являются ли асфальтовые покрытия источником эмиссий вредных примесей в жаркую погоду?

В 2011 году в связи с проводимыми в Москве работами по замене асфальтовых покрытий на тротуарную плитку особое внимание прессы уделялось "экологической составляющей" меры. В связи с этим в учреждении была выполнена и озвучивалась в многочисленных интервью СМИ количественная оценка воздействия асфальтовых покрытий в сравнении с плиткой, исходя из различий их состава, разной теплоемкости и отражающих свойств. Широко растиражированной стала фраза о том, что асфальт становится источником вредных выбросов при температуре выше 25С. Вместе с тем в аномально жаркий 2010 год также было много вопросов СМИ про асфальт как возможный источник выбросов. В контексте информации о мерах, принимаемых в городе по снижению выбросов городских источников в условиях аномальной жары и задымления, озвучивалась информация, что учащенный полив (от 3 до 8 раз в сутки) асфальтовых покрытий предотвращает плавление битумов асфальта, в связи с чем выделений загрязняющих веществ из асфальта не происходит, а также что под данным экологического мониторинга не прослеживается вклад эмиссий асфальта в наблюдаемые концентрации загрязняющих веществ. В результате в прессу попала фраза о том, что даже в аномально жаркую погоду выделений загрязняющих веществ из асфальта не происходит.

Цитаты переданы правильно, без искажений, однако вырванные из контекста они воспринимаются читателями как противоречивые. Разъясняет ситуацию директор государственного природоохранного учреждения "Мосэкомониторинг" Евгения Семутникова:

Асфальтовые покрытия становятся значимым источником эмиссий вредных примесей, когда их температура (не температура воздуха!) приближается к температуре плавления битумов - составляющей асфальтовых покрытий (в зависимости от марок асфальта температура плавления битумов варьируется от 25 С до 60 С ).

Если в жаркую погоду принимать меры по недопущению перегрева асфальтовых покрытий, то асфальт так и не станет реальным источником эмиссий. Эти меры - полив дорожного полотна и тротуаров, который осуществляется в Москве в жаркую погоду от 2-3 раз в день и даже до 8 раз в день при аномально жаркой погоде (как, например, было в наиболее жаркие дни летом 2010 года). При отсутствии перегрева асфальтовых покрытий выделение загрязняющих веществ в пределах точности современных аналитических методов не фиксируется.

Если же мер по недопущению перегрева асфальтовых покрытий не предпринимать, то в жаркую погоду асфальт становится дополнительным источником вредных примесей (дополнительно к автотранспортным выбросам и промышленным предприятиям).

Насколько значим этот дополнительный источник?

Это зависит от температуры асфальтовых покрытий. В исследованиях, финансируемых в 90-е годы Агентством по охране окружающей среды США ("Evaluation of VOC emissions from heated roofing asphalt", EPA-600/2-91-061), приводятся данные об объеме эмиссии летучих органических веществ при нагреве асфальта до пластификации. По этим данным 1 кв.м. асфальтовых покрытий при нагреве до таких температур выбрасывает в атмосферу около 40 мг/м2·час толуола, более 90 мг/м2·час бензальдегида, а также ряд других углеводородов (например, около 66 мг/м2·час декана, 470 мг/м2·час тридекана).

На основе этих данных, с учетом суммарной длительности жарких дней в Москве, оценено, что объем эмиссий 1 млн. м2 асфальтового покрытия может достигать 665 тонн/год, включая эмиссии толуола и бензальдегида. Следует оговориться, что выбросы варьируются в зависимости от состава асфальта конкретной марки, поэтому проведенная оценка является ориентировочной. Теоретически в эмиссиях из асфальта также присутствуют углеводородные соединения общетоксического и канцерогенного действия, по которым, однако, нет данных о величине эмиссий.

Возьмем цифру 665 тонн/год, как приблизительную экспертную оценку и посмотрим - много это или мало?

Если сравнить это с объемом выбросов всех загрязняющих веществ от автотранспорта (примерно 1 млн тонн в год) или от промышленных предприятий (немногим более 100 тыс тонн в год), то кажется, что это мало.

Однако не совсем корректно сравнивать 665 тонн в год конкретных примесей с 1 млн тонн суммы всех примесей. Более корректно сравнивать 665 тонн в год с автотранспортным и промышленными выбросами именно толуола и бензальдегида.

По данным государственной статистической отчетности, в 2009 году всеми предприятиями Москвы выброшено 170 тонн толуола в год. Это почти в 4 раза меньше, чем эмиссии асфальтовых покрытий.

Чтобы не было этих дополнительных эмиссий, необходимо в жару постоянно принимать меры по исключению перегрева. Но сколько на это надо воды?

И еще один момент - процесс укладки асфальта.

Данные об эмиссиях при укладке асфальта имеются в исследованиях Агентства по охране окружающей среды США, проведенных в 1994 году ("Evaluation of emissions from paving asphalts", EPA/600/SR-94/135), которые доступны в сети Интернет. По данным вышеуказанного исследования, при укладке асфальта выделяются: бензол, 2-метилфенол, диэтилфталат, нафталин, флуорантен, пирен, бензантрацен, хризен, бензо(к)флуорантен, бенз(а)пирен, а также другие полиароматические углеводороды, свинец, PM10. Общий объем выбросов указанных веществ, согласно данным исследованиям, составляет порядка 205 мкг/м2.мин. (максимальный объем выбросов - взвешенные вещества и диметилфталат).

Если принять общую площадь асфальтовых тротуарных покрытий в пределах Садового кольца ориентировочно равной 4 млн. м2, из которых ежегодному ремонту подвергаются 25%, и с учетом трудоемкости работ на уровне 9600 машиночасов, суммарный выброс от процесса укладки асфальта составляет 118 тонн в год. Тоже, казалось бы, небольшая цифра в сравнении с годовым объемом выбросов автотранспорта и промышленности.

Однако в этой цифре суммарных выбросов "сидят" 380 кг выбросов бенз(а)пирена - одного из канцерогенных веществ. Для сравнения: Суммарный объем выбросов всех предприятий города Москвы за 2009 год составил по бенз(а)пирену 19 кг в год. По данным проведенной в 2010 году ФГУП "НАМИ" работы по технико-экологическому обоснованию перевода автомобильного парка города Москвы на моторные топлива экологического класса 4, выброс бенз(а)пирена легковыми АТС составляет 760 кг/год (расчет по объему потребленного топлива). Оценка эффективности меры по переходу на использование топлива экологического класса 4 взамен экологического класса 3, выраженная в снижении выбросов бенз(а)пирена, составляет 148 кг в год. Кроме бенз(а)пирена, значимые результаты получены и для ряда других специфических, не характерных для выбросов большинства антропогенных источников, загрязняющих веществ: при укладке асфальта выделение нафталина составляет 21% от выброса промпредприятий, свинца - 64%.

Конечно, оценивая опасность и значимость источника выбросов, необходимо также учитывать, постоянно ли он осуществляет выброс загрязняющих веществ или периодически, общую длительность периода выбросов и время суток выбросов, количество людей, на которых выбросы оказывают воздействие. Асфальтовые эмиссии становятся значимыми только при перегреве асфальтовых покрытий в жаркую погоду, но этого можно избежать регулярным поливом. Укладка асфальта - процесс периодический и производится, как правило, по ночам, в связи с чем количество людей под воздействием выбросов от этого процесса, минимально. С учетом этого автотранспорт и промышленность как источники вредных выбросов загрязняющих веществ - все равно "лидеры". Однако почему бы не снизить объем выбросов загрязняющих веществ от городских источников, в том числе выбросов некоторых канцерогенов, за счет перехода на более экологичные покрытия?

Внимание! ГПБУ "Мосэкомониторинг" не дает официальных ответов на обращения-жалобы по электронным письмам. Как оформить жалобу, обращение, чтобы получить официальный ответ ГПБУ "Мосэкомониторинг"?